Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ…………5
1.1. Виды выносливости 5
1.2. Особенности проявления специальной выносливости в плавании 8
ГЛАВА 2 .РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦОВ….11
2.1. Методические аспекты развития выносливости в плавании 11
2.2. Комплекс развития выносливости юных пловцов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Несмотря на достаточную разработанность проблем развития двигательных способностей и физической подготовки в предыдущие годы, в настоящее время выявляются новые факторы и методы воспитания. В каждом конкретном виде или группе видов спорта специфика соревновательной деятельности определяет ведущие физические качества, составляющие основу специальной физической подготовленности. Так, понятно, что для спринтера ведущим физическим качеством в структуре физической подготовленности является быстрота, а для пловца − выносливость.
Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Выносливость решающим образом определяет успех в таком виде спорта, как плавание.
Процесс развития специальной вы¬носливости является строго специ-фичным для пловцов, специализи¬рующихся на коротких, средних и длинных дистанциях. Он может предусматривать как комплексное совершенствование всех основных компонентов, определяющих уро¬вень этого качества, т. е. целостное
Развитие специальной выносливос¬ти, так и дифференцированное со-вершенствование отдельных важ¬нейших составляющих — мощнос¬ти или емкости тех или иных путей энергообеспечения, экономичности работы и т. п.
Для достижения высокого уров¬ня специальной выносливости плов¬цу недостаточно иметь высокий уровень отдельных свойств и спо¬собностей, ее определяющих. Следу¬ет добиться их комплексного прояв¬ления в условиях, характерных для конкретной соревновательной дис¬танции. Этого можно достичь лишь при широком применении соревно¬вательных и максимально близких к ним специально-подготовительных упражнений, при создании комплек¬са условий, характерных для плани¬руемой соревновательной деятель¬ности.
Цель: Изучить особенности специальной выносливости пловцов.
Задачи:
1.Рассмотреть виды выносливости;
2.Проанализировать особенности проявления специальной выносливости в плавании;
3.Изучить методические аспекты развития выносливости в плавании.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Виды выносливости
Выносливость — это способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы, требующей повышенных энергозатрат, и восстановлению после нее; она определяется максимальным временем выполнения этой работы. Выносливость позволяет снижать затраты энергии организма при совершении определенных действий. Эффективность деятельности организма с точки зрения выносливости снижают два основных фактора: недостаток каких-либо физических качеств для преодоления нагрузки; низкая готовность к нагрузкам со стороны нервной системы, которая не позволяет человеку относительно спокойно и невозмутимо переносить физически тяжелые движения и утомление. [6]
Выносливость напрямую зависит от уровня обменных процессов в организме, от развитости сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, от их скоординированной работы. Поэтому выносливость также связана с аэробной и анаэробной производительностью организма.
• Анаэробная производительность — это работа в бескислородном режиме. Энергия вырабатывается без участия кислорода из фосфатов и запасов гликогена в организме. Анаэробная энергия производится организмом в очень ограниченных количествах и используется для коротких интенсивных вспышек активности — всего около четырех минут.
• Аэробная производительность, наоборот, предполагает участие кислорода; энергия в этом режиме вырабатывается во время тренировок, развивающих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, со средним темпом — без пиковой нагрузки. [12].
Выделяют общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая – частью специальной подготовки. По мнению Скородумовой А. П., если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять ее без изменения параметров называют общей выносливостью, а если работа более специфическая – специальной. Рассмотрим эти понятия более подробно. Общая выносливость-способность человека выполнять любую работу умеренной интенсивности длительное время и эффективно, вовлекая глобальное функционирование мышечной системы (в работе задействовано более 2/3 мышц организма) и предъявляя достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системе и другим системам. Во-вторых, это способность выполнять работу с незначительной интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергии. [5]
В-третьих, Матвеев Л. П. утверждает, что термин «общая выносливость» подразумевает под собой совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявления работоспособности. В-четвертых, это способность человека эффективно выполнять неспецифическую работу в течение длительного времени, что оказывает положительное влияние на развитие определенных компонентов человеческой деятельности благодаря усиленной адаптации к стрессу и наличию явлений «переноса» из неспецифической активности [9].
Уровень развития и проявления специальной выносливости характеризуется целым рядом факторов:
1.Общая выносливость;
2.Быстрота расходования ресурсов внутримышечных источников энергии;
3.Способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств;
4.Техника владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства.
5.Возможность нервно-мышечного аппарата. [12]
Классификация специальной выносливости:
Силовая. Это разновидность специальной выносливости, которая используется для развития и поддержания качества сократительной силы мышц. Это может понадобиться человеку на спортивном состязании или, например, при выполнении сложного тренировочного задания. Здесь же стоит сказать про локально-мышечную выносливость, которая позволяет человеку продолжительное время выполнять заданную работу за счет высокого уровня окислительных и сократительных возможностей определенных мышц.
Скоростно-силовая. Этот вид выносливости характеризуется выполнением действий высокой активности силового характера в течение длительного времени. Он требуется для совершения движения «взрывного» характера.
Скоростная. Это способность сохранять необходимую скорость до конца состязания или тренировочного задания; данная разновидность выносливости связана с развитием координации мышечных сокращений. В спринте скоростная выносливость играет решающую роль: на короткой дистанции (например, 100 метров) нужно демонстрировать «взрывную» скорость.
Координационная. Выносливость этого вида развивается при неоднократном повторении технически сложных действий. Яркий пример — Body Combat: тренировка из этой программы включает хореографические комбинации с элементами боевых искусств, повторение которых, соответственно, тренирует координацию. [2]
1.2. Особенности проявления специальной выносливости в плавании
Как указывалось ранее, в научно-методической литературе рассматривается два вида выносливости: общая и специальная. Согласно сложившимся представлениям, под общей выносливостью следует понимать способность пловца к эффективному и продолжительному выполнению
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдиенко В.Б., Солопов И.Н. Искусство тренировки пловца. Книга тренера – 2019 – 320с.
2. Алёшкин Е.И. Использование наиболее эффективных методических подходов при обучении плаванию/Е. И. Алёшкин. //Физическая культура в школе.-2014.-№ 8. - С. 28-30
3. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2012. – 50 с.
4. Баранова, В. Плавание, как важнейшее средство оздоровления [Текст] / В. Баранова, Л. Медведева // Дошкольное воспитание.- 2008. № 6. С. 44-50.
5. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис [Текст]: учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - Москва: Советский спорт, 2015. - 312 c.
6. Горбунов Е.О., Машанов В.С., Машанов С.И. Плавание: развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. – 102 с.
7. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c.
8. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н. Емельянова. - М.: Academia, 2016. - 176 c.
9. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с.
10. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте – М.: Физкультура и спорт, 2008г.- 101 с.
11. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 205 с.
12. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта. - М.: Спорт, 2018. - 395 c.
13. Капотов, П. П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат, 2018. - 498 c.
14. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. – 393 c.
15. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с. 67
16. Коц Я. Спортивная физиология: Мышечный аппарат и выносливость/ Я. Коц - Москва: Физкультура и спорт,2014 - 30с.
17. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: Учебник / В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
18. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник / О.Ю. Масалова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 208 c.
19. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
20. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учеб. метод. пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: Олимп-СПб, 2010. – 120 с.
21. Плавание: путь к успеху: кн. для тренеров, студентов, преподавателей вузов физ. воспитания: в 2 кн./под общ. ред. В. Н. Платонова.- М.: Сов. спорт. Кн. 1.-2012.-480 с.
22. Плавание: библия тренера/пер. с англ. Е. Кононова. -М.: Эксмо,2014.-416 с.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2018. - 320 c.